Развитие личности.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Развитие личности. » "Мироздание" - открытый форум » Основные нравственно-этические понятия


Основные нравственно-этические понятия

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

10.04.02
Основные нравственно-этические понятия
1. Зачем говорить о нравственности.
2. Основные нравственно-этические понятия.
2.1. О необходимости руководствоваться разумом и совестью.
2.2. О человеке.
2.3. О добре и зле.
2.4. О  жизненных целях и выборе, смысле жизни.
2.5. О  возможностях человека.
2.6. Качества, необходимые для развития личности.
2.7. Влияние ошибок и отрицательных черт характера на человека.
3. Подготовка к лекции.
4. Практика.

Зачем говорить о нравственности
Прежде чем разбираться, о чём говорить в лекции, необходимо определить, какой цели мы хотим достичь и зачем это нужно. Обычно цель лекции – передать слушателям знания. Получение знаний имеет смысл при применении их в жизни. Применяя знания на практике, человек продолжает открывать что-то новое. Основная задача лекции -   обратить внимание присутствующих на мысли о самом себе, своей сегодняшней и вчерашней жизни, то, чем она наполнена, побудить к нравственной оценке своих действий. Эти мысли в том или ином виде приходят в голову практически каждому человеку и не являются “открытием”, однако далеко не каждый останавливает на них своё внимание и, тем более, пытается развивать. Передача содержания лекции является только средством. Цель же состоит в том, чтобы помочь каждому человеку открыться для разумной информации и идти дальше, руководствуясь ею.  Поэтому лектор не даёт готовых “рецептов” на конкретные случаи жизни, не диктует строгих методик и правил – это не его задача. Процесс обучения в “школе” под названием “жизнь” индивидуален, и лучший учитель для каждого – его совесть и разум.
Если во время лекции или после неё человек задумается, услышит совесть и будет стремиться следовать ей, значит, цель лекции достигнута полностью. Согласие постоянно контролировать своё поведение, стремление не причинять вреда никому усиливают способность слышать совесть и разум. Многие совершают ошибки, не ведая, что делают, потому что смотрят и идут не в ту сторону и не знают, что можно по-другому.
Итак, задача лектора показать:
– что каждому человеку есть, в чём измениться;
– что это ему нужно;
– что изменение возможно;
– каким образом изменяться.
Об этом важно услышать любому человеку, независимо от возраста, профессии, образования, образа жизни. Очень многие люди, запутавшись в жизненных противоречиях, долго и безуспешно ищут выход, путь к которому уже известен. У кого-то может возникнуть вопрос: “Зачем мне об этом рассказывать? Ведь кто-то может сделать это лучше, люди могут узнать всё, что им нужно, из  литературы или додуматься сами...”. На этот вопрос существует несколько ответов. Во-первых, желание помочь объединяет человека с разными людьми – близкими и далёкими, знакомыми и незнакомыми, помогает найти новых друзей, учит любить людей. Во-вторых, рассказывая другим, мы сами утверждаемся в вере. Человек, который не делится своими знаниями, не использует их для других, подобно рабу из притчи о талантах может их лишиться – забыть о них, перестать в них верить. В-третьих, когда мы готовимся к лекциям или просто с кем-то разговариваем, мы находим новые примеры, подтверждения своих убеждений в жизни. В поисках доводов и ответов на вопросы мы углубляем своё понимание истины, открываем для себя новые её грани. Бывает, что  слушателям тоже есть, чем поделиться с лектором, и, соединив свои знания, мы сможем развиваться лучше и быстрее.
Какими средствами лектор может достичь поставленной цели? Первое из них – стремиться исполнять самому всё то, о чём пытаешься рассказывать другим. Лекция – это далеко не только те слова, которые мы произносим. При общении информация передаётся несколькими способами одновременно – как звуками (речь) и зрительными образами (жесты, мимика, движения, рисунки и т.д.), так и мысленно. Текст лекции – это только “верхушка айсберга”, основную же “массу” составляет информация о том, что стоит за этими словами, прежде всего, для самого лектора. Лектор может не приводить никаких примеров из личного опыта, однако эта информация всё равно доступна слушателям. Опыт лектора составляет порой невидимую (точнее, “неслышимую”), но очень важную часть лекции. Чем больше подтверждений находят  доводы в реальной жизни лектора, тем убедительней они звучат, больший вес имеют, тем больше доверие аудитории. И напротив,  можно говорить красиво построенными и правильными по содержанию фразами, которые, являясь пустыми словами для него, останутся такими и для слушателей, и могут даже оттолкнуть их. Это не значит, что, прежде чем выходить читать лекцию, нужно стать образцом нравственности и решить все свои проблемы. Основную роль играет не количество совершаемых ошибок. Они есть у всех, и одни ничем не лучше других. Важно стремление избавиться от них, уверенность в том, что это возможно. А эта уверенность приходит только с практикой.
Без сомнения, любой человек, искренне стремящийся стать лучше и желающий помочь в этом другим, может быть лектором. Кто-то из вас, скорее всего, уже пробовал себя в этом деле, хотя и не выходил перед аудиторией. Желание помочь рождает потребность в общении с людьми, а беседа с одним человеком и общение с группой людей очень похожи. Известно, что каждый человек наделён большим количеством  возможностей, но реализовать, “увидеть” свои возможности можно только при одном условии – необходимо что-то делать. Общение, вразумление, воспроизведение информации, логика, сила слова, – все эти и другие возможности раскрываются при чтении лекций, беседах с людьми. Их раскрывает понимание того, что люди действительно нуждаются в помощи, что это может изменить их жизнь, уменьшить страдания. Кроме того, не надо забывать, что в этом деле, как и во всех хороших делах, мы не одиноки. Тогда придут и верные слова, даже если они не заготовлены заранее, и ответ на неожиданный вопрос. Нередко бывает так, что лектор во время лекции вдруг открывает что-то новое для себя. Делясь своими знаниями с другими, мы учимся все вместе. Разница состоит лишь в том, что для лектора “урок” начинается раньше – в период подготовки к лекции.
Чтобы помочь себе и другим измениться, чтобы появилось и сохранялось это желание, необходимо рассказать, зачем и почему это нужно. 
-  раскрыть вред проступков, недостатков и отрицательных черт характера в различных сферах жизни
-  взаимосвязь между поведением человека и тем, что с ним происходит в жизни
- рассказать, какие возможности открывает человеку изменение образа жизни к лучшему
-  о том, что способствует правильному выбору, исправлению зла – разуме, совести, на что опираться в жизни
-  о качествах, объединяющих людей и способствующих развитию.
О  руководстве совестью и разумом
Каждый человек в своих действиях руководствуется  какими-либо мотивами, убеждениями, которым  он доверяет. В математике существует понятие “аксиома” – это утверждение, которое не доказывается, однако на него опираются доказательства других утверждений. Если отказаться от аксиом – рассыпаются основанные на них теории. Здание жизни каждого человека тоже имеет под собой фундамент – то, что считается “само собой разумеющимся”, верным только потому, что иначе невозможно было бы жить. Что это за убеждения? У разных людей они разные, иногда почти противоположные, но многих объединяет одно: в мире существует что-то хорошее, светлое, к чему стоит стремиться. Одни могут называть это “счастьем”, другие “справедливостью”, третьи “гармонией”. Кто-то верит в необходимость приносить пользу другим, кто-то – в настоящую любовь, кто-то – в то, что во всём должен быть порядок или в то, что надо жить по совести.
Есть такое выражение: “У каждого – своя правда”. И действительно, часто человек делает выбор и действует, руководствуясь, прежде всего, своими личными интересами, не задумываясь, как это сочетается с мнением и деятельностью других, смотрит на окружающую реальность “со своей колокольни”. Как же люди, каждый из которых ищет своей выгоды, удобства не только уживаются, но и договариваются, делают общие дела, помогают друг другу? Что их объединяет?  Стремление к объективности. Источник этой объективности – совесть и разум человека
Каким образом  информация попадает к человеку? Процесс мышления до сих пор остаётся загадкой и предметом исследований. Если предположить, что мысли рождаются в голове у каждого человека, то как объяснить появление там информации, которой человек не знал и не мог вывести логически? Примером тому служат не только “озарения” у учёных – любой человек, рассматривая свою жизнь, может обнаружить, что многие его действия основаны на подобных “микроозарениях”. Кроме того, каким образом разным людям независимо друг от друга и иногда даже одновременно приходит в голову одно и то же? Всё это подтверждает предположение, что выражение “ему пришло в голову” можно понимать буквально – мысль действительно находится вне нас. Весь  мир пронизан информацией, которую человек не создаёт, а только открывает для себя.   
Объёмы информации, принимаемые мозгом, огромны. Однако далеко не вся эта информация обрабатывается и обретает привычную для нас форму слов, образов, представлений. В одной загадке говорится, что мысль быстрее всего на свете. И действительно, разумная мысль – информация, не имеющая формы. Поэтому мысленная информация передаётся и обрабатывается практически мгновенно. Однако  для передачи другим, разумная мысль преобразуется в разумное слово – информацию, выраженную в понятиях, образах, символах и т.д. Нетрудно заметить, что далеко не все слова, встречающиеся в человеческой речи, разумны. Брань, насмешки, сплетни, осуждение, лесть, хвастовство, ложь не содержат никакой информации или содержат дезинформацию. Они содержат отрицательную энергию, несущую вред тем, кто на них реагирует эмоционально или с доверчивостью. Вреда не будет, если человек стремится разбираться в том, что слышит, почему с ним это происходит.
Разумные, т.е. содержащие смысл, слова, всегда побуждают человека к действиям, приносящим пользу, направленным на созидание, помощь. Разумное действие – это реализованная в делах информация. Разумные действия не могут принести вреда никому и ничему. Совершая эти действия, человек упорядочивает и совершенствует окружающий мир, участвуя в его развитии.
Человек полноценно живёт, находится в гармонии только тогда, когда он последовательно претворяет разумные мысли, приходящие ему в голову, в слова и дела. Но отрицательный опыт, эмоции мешают объективному восприятию действительности, поэтому  мысли, слова и дела так часто расходятся. Уменьшая разрыв между мыслью, словом и действием, приводя их в согласие, человек расширяет границы своих способностей, реализует свой потенциал. Есть множество примеров, подтверждающих, что для желающих делать добрые дела нет ничего невозможного.
Разум и совесть доступны каждому человеку, независимо от возраста, национальности, материального и общественного положения, места и времени. Единственное, что нужно, чтобы ими пользоваться – это желание. Независимо от того, в какой степени человек воспринимает совесть и разум, это та единственная сила, благодаря которой человек живёт. То, что многие люди считают своей опорой – материальные блага, физические силы, высокое социальное положение – приносит пользу только при условии руководства разумом и совестью, а без этого руководства  - только вред. Исход любой ситуации определяется разумностью её участников.
Как возникает вера? Она начинается со знаний, полученной каким-либо путём информации. Человек, реализуя знания в жизни, получает результаты. Например, работая над собой по преодолению недостатков, он ощущает радость и облегчение, покой, добрые отношения и согласие с близкими, и это служит подтверждением того, что знания верны. С количеством подтверждений растёт убеждённость человека в этих знаниях, и тем легче ему принять новые знания  – появляется доверие. Таким образом, вера  – это не однажды и навсегда принятый человеком набор догм, а непрерывный процесс познания и применения этих знаний в жизни.
Разумная информация передаётся  и отражается во множестве источников. Она может содержаться в общении людей, литературе, кинофильмах, происходящих событиях и явлениях.  Можно обратиться к литературе и осмыслить прочитанное, а можно размышлять и общаться, и прийти к необходимым выводам.
О человеке
Разговор о человеке может начинаться с того, что практически так или иначе касается или интересует любого из нас – болезни, проблемы взаимоотношений с другими людьми, профессиональные аспекты деятельности и т.д. Человек способен не только физически работать, есть, передвигаться. Он грустит, радуется, волнуется, боится, задумывается. Именно эта сторона деятельности по-настоящему отличает одного человека от другого. Сознание и психика определяет жизнь каждого из нас изо дня в день.
Откуда, например, берётся характер? Он формируется с течением жизни. Его составляет  жизненный опыт –  дела, слова, поступки и ошибки. Заметим, что многолетний, богатый событиями жизненный опыт не всегда делает человека мудрым, уверенным, сильным. Бывает и наоборот – зависимости, болезни, разрушенные отношения… Почему так? Потому что далеко не весь опыт положителен, т.е. идёт человеку на пользу. Разрушающий, отрицательный опыт часто получается тогда, когда человек поддаётся негативному влиянию, следует эмоциям, помыслам (лень, доверчивость, слабость, любопытство, раздражительность, злоба), не хочет активно действовать, принимать самостоятельное решение, проявлять себя как личность. Всякий человек узнаётся по его делам.  Основа личности – воля, осознанное исполнение разумных желаний и решений, потому что использование воли (поступки) формирует личность. Совсем безвольных людей не бывает, однако каждая пропущенная ошибка, “позволенная себе” слабость или невыполненное дело ослабляет волю. С каждым разом противостоять соблазнам становится труднее, и может наступить момент, когда человек перестаёт сопротивляться. Возникает зависимость – неспособность остановиться в совершении зла. Если человек отказывается от права управлять собой, – им начинают управлять извне. Однако, подобно мышцам тела, воля восстанавливается, когда ей начинают пользоваться. Человек, последовательно прикладывающий усилия, чтобы выбраться из тупика, может быть уверен в успехе.
Совесть –  способность человека отличать добро от зла, объективно оценивать свою деятельность. С помощью совести человек ощущает нарушения гармонии с людьми, окружающим миром, самим собой, вносимое его неверными поступками, словами или помыслами. Совесть оценивает действия человека,  заранее указывая на опасность причинения вреда. Иногда человек руководствуется другими мнениями, выгораживающими и подталкивающими человека на совершение проступков, причинение вреда. Например, “ничего страшного”, “никто не узнает”, “ведь это приятно, интересно, престижно и т.д.”, “почему бы и нет?” Эти мнения, которые расходятся с совестью,  условно назовём помыслами. Внутренняя гармония для человека – это согласие со своей совестью.
Итак, личность или  – это наши дела в прошлом и настоящем, управляемые совестью (или помыслами) и движимые волей (или зависимостью). Никто не может действовать, не обладая определённым информационным запасом. Как правило, свои действия человек чем-то обосновывает – это его цели, устремления, знания о себе и окружающем мире, убеждения, принципы – всё это вместе составляет интеллект человека. Его можно сравнить с путеводителем личности по жизни, картой, по которой он выбирает направление. Используя эту информацию и не повинуясь беспрекословно заданной программе, как робот, человек живёт уже не столь хаотично, его поведение может быть  логичным. Из окружающего мира к человеку поступает как объективная информация, так и ложь. В  информационном хранилище – уме (это способность человека накапливать информацию) – собраны воедино знания и заблуждения.
Заблуждения – дезинформация, которая, подобно неверно составленной карте, заводит человека в тупик. Чтобы разобраться в огромных объёмах информации, существует разум – “луч света в тёмном царстве” путаницы из слов, событий, отношений, которая порой окружает нас. Разум – способность человека отличать истину ото лжи, выбирать информацию для принятия верного (т.е. безвредного) решения. Но, к сожалению, в сознании и в жизни каждого человека находятся области, в которые недостаточно освещены разумом,  потому что человек не хочет, или не успевает навести там порядок. Например, хороший специалист на работе может быть плохим семьянином. Там правда перемешана с ложью и разбавлена иллюзиями. В тех ситуациях, где человек не использует разум, помимо стереотипов его поступки могут быть основаны на эмоциях или чувствах. Чувствами мы привыкли называть способность человека воспринимать и отражать материальный мир (слышать, видеть, обонять…). Информация, предоставляемая органами чувств, является неполной, поскольку они способны воспринять лишь маленький кусочек реальности и то лишь с одной стороны и неточно. Можно сказать, что они нас часто обманывают. Кроме физических ощущений, реакцией человека на окружающий мир и события являются эмоции, которые тоже называют чувствами. Они ещё больше обманывают человека. Так, бурный восторг, паника, гнев, отчаяние искажают реальность до неузнаваемости, толкая человека на непредсказуемые поступки. Менее заметно воздействие “повседневных” чувств – лени, азартности, зависти, страха, но они ещё опаснее, так как могут направить по ложному пути дела и жизнь человека, заставив его провести годы впустую. Совсем без эмоций, конечно, обойтись сложно. Однако стоит помнить, что те из них, которые мы привыкли называть “положительными”, – восторг, упоение, веселье – почти неизбежно влекут за собой те, которые всеми признаны “отрицательными”: разочарование, тоска, печаль, скука – подобно маятнику, который, отклонившись в одну сторону, обязательно качнётся и в другую. Некоторые считают неэмоциональных людей безразличными и чёрствыми. Но человек, живущий чувствами, подобен осеннему листу, подвластному всем ветрам. Его поведение полностью зависит от круговорота происходящих вокруг него событий, от “настроения”. Ему трудно принять какое-нибудь самостоятельное решение, последовательно заниматься делом, тем более – понять других людей, помочь им. Напротив, человек, привыкший не просто реагировать, но думать, анализировать происходящее, не растеряется даже в сложной ситуации – разум подскажет ему выход.
Люди, имеющие большой багаж знаний, пользуются уважением и могут даже гордиться ими, однако знания приносят пользу только тогда, когда применяются на практике, реализуясь в делах. Если этого не происходит, – знания, не касаясь нашей личности, лежат “мёртвым грузом”. Расхождение между пониманием и делами вызывает внутренний разлад. В реализации знаний на практике, в доброделании, а не просто в накоплении их, и состоит развитие – основа интеллекта человека. Разнообразие человеческих знаний очень велико. Однако, если разобраться глубже, постоянно задавая себе вопрос “зачем нужно то или иное знание”, в конечном итоге из любой области можно прийти к основным понятиям – понятиям добра и зла. Познавая различие между добром и злом, выбирая и реализуя в своих поступках добро, человек развивается. При этом человек считает полезную деятельность нормой жизни, а не предметом для возвеличивания и гордости. Возможности  делать добрые дела есть у всех, а положительные способности – то, что человек реально умеет делать, – развиваются от желания помогать другим и вложенного труда. Что происходит, если человек не желает трудиться, развиваться? Подобно лыжнику на склоне, он начинает катиться вниз – происходит деградация.
А какова роль тела? Его можно сравнить с инструментом для осуществления выбора личности. Понятно, что, как и всякий инструмент, само по себе без ума, разума, воли и совести оно действовать не может.
Как и другие виды материи, тело подлежит изменениям с течением времени – сначала росту, а потом разрушению. Этот процесс во многом зависит от опыта человека. Например, замечено, что люди одного и того же возраста выглядят по-разному: одни – старше, другие – моложе. Раньше обычного могут состариться, например, пьющие люди, люди, пережившие сильные эмоциональные потрясения, раздражительные и сварливые. Так состояние тела отражает опыт прожитых лет. Время – это мера, наполненная событиями, и от того, какой опыт принесут эти события человеку, и зависит фактическая (а не формальная) продолжительность жизни человека. Другой пример: организованный человек может переделать за два часа столько, сколько рассеянный – за целый день. Таким образом, у каждого человека – “своё” время.
Тело человека наделено способностью реагировать на невидимую, ещё не проявившуюся опасность. Эта способность называется интуицией и нужна для защиты хрупкой и довольно слабой оболочки от неприятностей материального мира. Любых несчастных случаев можно было бы избежать, если бы помыслы, заблуждения и эмоции не заглушали бы голоса интуиции. Замечено, что, используясь, как инструмент для развития, тело совершенствуется: требует меньше хлопот, уменьшается потребность в еде, сне, одежде и т.д., становится более управляемым и послушным, и даже может приобрести свойства, необычные для материи. Если же рассматривать тело, как объект для обеспечения комфортом и удовольствиями – его ресурсы быстро заканчиваются, как следствие деградации личности и интеллекта.
О добре и зле
Для того чтобы вести беседу о добре и зле, нужно сначала определиться с понятиями добра и зла. Всем знакомы проявления и того, и другого. Но откуда берутся эти проявления? Существуют ли в жизни, как в книгах и фильмах, “злодеи” и “положительные герои”? Как достичь того, чтобы в жизни чаще встречаться с добром и не встречаться со злом? Для этого человеку надо не просто как-то реагировать на происходящее, а задуматься, что же его на самом деле радует, а что – огорчает, что приносит покой, а что – страдания, что сближает с другими людьми, а что – разделяет, что делает свободным, а что – закрепощает.
Как справиться с окружающим нас злом? Бороться, мстить, уничтожать? Попытки одолеть зло насилием над “носителями вреда” длятся столько, сколько существует зло. Медики уничтожают микробов, охотники – хищников, садоводы – насекомых, люди, имеющие разные взгляды – друг друга и т.д. Стало ли зла меньше? К сожалению, наоборот – появляются всё новые, более страшные орудия нанесения вреда, всё быстрее растёт число смертей и страданий. В жизни существует закономерность, чем-то напоминающая знакомый нам из физики третий закон Ньютона: “зло порождает только зло”. Фильмы и романы, в которых после долгих кровопролитий и сражений наступает “счастливый конец” – всего лишь выдумка, иллюзия, в жизни так не бывает. Многие “борцы за добро” ошибаются, считая, что при уничтожении тех, от кого, как им кажется, исходит вред для них, они уничтожают само зло. На самом деле, они приумножают зло – ведь причинённого вреда становится больше. Причина, притягивающая зло к человеку, находится в нём самом – это его отрицательный опыт,  результат неверного выбора в прошлом. Существует поговорка – “что посеет человек, то и пожнёт”.
Как преодолеть эту закономерность?  Когда человек осознаёт вред своих ошибок, знает, как нужно было поступить, и принял решение впредь поступать именно так – его отрицательный опыт над ним не властен. Ошибки можно исправлять – помириться с теми, кого обидел, восстановить разрушенное, выполнить то, что было не сделано раньше. Поступая так, человек становится свободным от прошлых ошибок.
Нередко говорят “Я не мог поступить иначе…”, “выбрал меньшее из двух зол”. Если подумать, то всегда можно увидеть возможность поступить по совести. Но эта возможность отвергается, потому что  придётся чем- то “пожертвовать”. Например, расстаться с привычками, прихотями, материальными благами,  почётом, потратить дополнительное время и силы.  Но это не потери, а наоборот, приобретение для того, кто считает самым важным не навредить никому.
Помогут ли запреты и ограничения кому-либо избежать проступков? Если нет понимания и желания понять, почему нельзя  поступать так или иначе, то всегда найдётся способ, как обойти запрет. Остановить совершение зла можно только осознанием вреда и усилием воли. Ещё может помочь видение положительных вариантов, понимание, насколько это хорошо.
Есть такая закономерность: человек, убеждённый, уверенный в своих знаниях, силах, стремящийся к разумным целям, легче достигает их. Убеждённость  - это понимание, что необходимо выполнить  нужное людям дело, поиск вариантов действия, исправление допущенных ошибок.   И напротив: человек подверженный сомнениям и суевериям часто терпит крах, потому что не имеет достаточных знаний, опирается на непроверенную информацию и ограничивается только своим опытом.  Успех многих начинаний определяется верой в то, что всё разумное возможно.
Никакими проблемами и страданиями, смертью, не уничтожить разумного начала в человеке, совести и воли.  А вот отрицательный опыт рано или поздно исчерпывает себя.  Т.е., наступает момент, когда невозможно продолжать лениться, злиться, находиться в ссоре. Такие моменты становятся поворотными в жизни и характере человека.
А что происходит с человеком, когда он трудится,  помогает другим: приобретает он что-то или теряет? Реализуя свои возможности, мы приобретаем то, что потом не утратить – положительный опыт; общаясь, обмениваясь опытом с другими – увеличиваем свои знания, обретаем силы, чтобы ещё больше сделать.
О смысле жизни
Зачем думать о смысле жизни?
- Чтобы быть свободным. Человек, который не может чётко ответить на вопрос “зачем?” о любой своей деятельности, является исполнителем, подчинённым.  Кому мы служим изо дня в день? Иногда – удовольствиям и прихотям (“хочется!”), иногда – “необходимости” (“надо же как-то жить”), иногда общественному мнению, авторитетам и традициям… Подневольная работа вызывает усталость, рано или поздно надоедает, ведёт к тоске и апатии.
- Чтобы не бояться. Непонимание смысла ведёт к зависимости от многих внешних факторов и, как следствие, к страху перед любыми обстоятельствами, особенно – перед смертью.
- Чтобы жить хорошо, а не “как придётся”. В условиях неопределённости, отсутствия ориентиров трудно принять верное решение. Часто человек действует наугад, ошибаясь, потом “расхлёбывает” последствия, тратя много сил и времени на их преодоление.
Жизненные задачи – семья, работа, общение с людьми, учёба, огород… Может ли одна из них стать смыслом жизни? Если нет, то почему?
- Потому, что они временны, и когда период жизни, на котором задача была актуальна, проходит, то непонятно, что делать дальше;
- Потому, что тогда выполнением этой задачи начинают оправдывать любые, в том числе отрицательные, средства. Например: “всё, что угодно сделаю для любимого ребёнка” (в т.ч. пойду на причинение зла другим, себе).
- Сделав смыслом жизни одну из жизненных задач, человек не может полноценно выполнять остальные, да и эту может не выполнить.
- Потому, что мы, поступая таким образом, ставим себя в зависимость от обстоятельств, места, времени, вещей – т.е. от материального мира. Например: человек, сделавший смыслом жизни свою профессию, будет ее идеализировать, тосковать по рабочему месту, переживать при необходимости сменить работу на другую, при выходе на пенсию. Подобные зависимости ведут к остановке развития, превращая жизненный путь человека в круговорот с неизменным возвращением к уже пройденным этапам.
Смыслом может быть лишь такое дело (обязательно доброе), которое можно делать везде и всегда – становиться лучше. Какую бы задачу не решал человек, он может это делать в соответствии со смыслом жизни и тем самым духовно возрастать, а может наоборот, зациклиться на ней,  превратив в проблему.
Можно ли устраниться от решения жизненных задач, стремясь заниматься “только духовным”? В большинстве случаев такое устранение связано с отказом от помощи и заботы о ближних. Наши дела, направленные на бескорыстную помощь друг другу и себе, если мы стремимся делать их без вреда, – это необходимое средство развития. Без них все разговоры о “духовности” останутся лишь пустыми словами, поводом для самовозвышения и мудрствований.
Наша жизнь состоит из различных целей, по достижении одних возникают новые – то, к чему мы стремимся, определяется нашей системой ценностей. Какие цели ждут нас за чертой физической смерти тела? Существует ли главная, наивысшая цель, которая актуальна всегда? Этой целью может быть только полное освобождение от зла и совершенствование, предела которому нет. Если человек понимает, что выход существует и что именно отделяет его от этого выхода, он будет стремиться устранить эти причины. Этот путь может показаться трудным, утомительным и доступным далеко не каждому человеку. Когда осознание вреда достаточное, отказаться от недостатка или исправить ошибку легко: не хочется и ничто не заставляет её повторять. Чтобы работа над собой не превратилось в формальность, необходима реализация того, что мы поняли. Почему не всегда человек, работающий над собой, последователен в реализации своих убеждений? Часто из-за того, что его держат старые, привычные формы жизнедеятельности (например, совершение определённых проступков на работе, дома – привыкли что-то делать “с грехом пополам”). Поиск смысла жизни, постоянно стоящие вопросы “Зачем это нужно?”, “Куда это меня приведёт?” помогает увидеть корни многих проблем, освободиться от рамок привычного уклада жизни, не вмещающих наше понимание, найти новые формы общения с людьми. Место, освободившееся в душе после устранения отрицательного опыта, заполняется положительным опытом реализации активной и осмысленной информации, и этот труд будет приносить уже не отвращение и усталость, а радость.
О  возможностях человека
Каковы скрытые резервы человека? Мы привыкли к тому, что обычный, среднестатистический человек без помощи техники может не так уж много. В то же время существует множество примеров проявления у людей неординарных способностей: воспроизведения наизусть больших объёмов информации, произведения в уме сложных вычислений, свободное владение множеством иностранных языков, телепатии и многих других. Откуда берутся эти способности? Исследуя возможности человеческого мозга, учёные пришли к выводу, что они используются всего лишь на несколько процентов. Если это так, то можно предположить, что те способности, которые мы привыкли считать выдающимися, доступны каждому, но по каким-то причинам остались нереализованными.
У каждого человека есть  возможности – ещё не проявившиеся качества, которые можно развивать. Почему же тогда не все становятся “сверхспособными”? Прежде всего, потому, что им это не нужно. Если ребёнка всё время носить на руках, подавать и подносить ему всё, что он захочет – он может и не научиться ходить. Возможности человека реализуются по мере необходимости, а большинство людей реализует только тот минимум умений и навыков, который необходим  для того, чтобы как-нибудь “полегче” прожить в современном обществе. Конечно, не каждому в жизни нужно знать десяток иностранных языков, однако такие  способности, как общение с людьми, логическое мышление или оказание помощи в экстренной ситуации пригодятся любому человеку.
Как раскрыть эти способности? Первое условие – желание бескорыстно приносить пользу людям. Существует такое выражение: “По-настоящему мы владеем лишь тем, что смогли отдать”. Кажущееся нелогичным по отношению к материальным ценностям, оно полностью верно, если речь идёт о способностях. Корысть не только ограничивает реализацию человека размерами оплаты, делает его труд подневольным, зависимым – она может привести к появлению  отрицательных наклонностей – например, обмана, шарлатанства, предприимчивости.
Другое необходимое условие – последовательный отказ от отрицательного опыта, который мешает раскрытию возможностей. Так, например, общению может мешать нетерпимость, раздражительность, предвзятость к людям и т.д.
Какие способности нужнее всего человеку? Те, которые являются “ключиком” для раскрытия всех остальных – любовь, вера в лучшее, без которой человеку трудно решиться на что-то новое,  видение своих ошибок. Для помощи в принятии разумных решений, изменении к лучшему существует возможность восприятия информации. Она помогает разобраться в себе, в  причинах своих проблем и помочь в этом другим.
Подготовка к лекции
С чего начать подготовку? Поскольку главное препятствие развитию способностей – отрицательный опыт, прежде всего необходимо рассмотреть ошибки и заблуждения, мешающие взаимопониманию с людьми, восприятию разумной информации и передаче её другим. Например, часто мешают маловерие, самость (опора только на личный опыт), страх, гордость и тщеславие (порождает боязнь плохо выглядеть в глазах других), лицемерие (когда человек говорит то, чего не понимает или чему не верит сам), скупость (нежелание делиться знаниями). Основанные на них заблуждения типа “Мне нечего сказать людям”, “Меня никто не поймёт”, “Это никому не нужно” и т.д., разделяют лектора и аудиторию, мешают принять разумную мысль. Хотя объём знаний, которым обладает лектор, продолжительность работы в клубе, навыки работы с людьми, безусловно, важны, основным фактором, влияющим на качество лекции, является искреннее желание помогать людям. Необходимо разобраться и с текущими ошибками, чтобы невольно не “поделиться” ими со слушателями.
После проведения работы над собой пора определиться с содержанием лекции. Какую именно информацию мы можем использовать? Где её взять? Источники могут быть различными, и, как правило, их несколько. Самый простой вариант – использовать информацию из лекций, которые мы слышали сами, или воспользоваться материалом, имеющимся в клубе. В донесении информации могут помочь “наглядные пособия” – схемы, таблицы, диаграммы или рисунки на доске. Их можно взять из готовых материалов  или составить самому. И конечно, каждая лекция должна содержать примеры из жизни. Как показывает опыт, в лекции можно использовать многое из того, что мы видим, слышим, знаем, читаем, если научиться всё это анализировать, делать верные выводы и понятно их излагать. Главное, не забывать о цели – сформировать у людей желание измениться к лучшему.
Исходя из этой цели, всю информацию, которую мы можем включить в лекцию, условно можно разделить на три группы.
1) Основная (базовая) информация. Это вопросы, которые важно в каком-либо виде затронуть в любой лекции, чтобы она успешно достигла цели.
2) Дополнительная информация. Это разделы, которые лектор может использовать по разумности для объяснения основных понятий. Это тоже необходимая часть лекции, и её содержание определяется кругом интересов и готовностью аудитории к восприятию (см. материал “О поиске взаимопонимания”). Руководствуясь этим, мы используем, например, такие разделы:
 о  возможностях и развитии человека;
 о помощи людям;
 о восстановлении здоровья;
 о семье;
 о воспитании детей;
 и другие.
3) Примеры. Подбор примеров определяется обычно темой лекции (если она задана) или интересами аудитории, а также опытом лектора. Существует несколько типов примеров:
 Примеры-образы (аналогии), иллюстрирующие духовные понятия, которые разбираются в лекции, и связь между этими понятиями (например: личность – сад, совесть – садовник).
 Жизненные ситуации, взятые из различных областей жизни (работа, семья, взаимоотношения людей и др.)
 Притчи. Достоинством притч является возможность для каждого слушателя преобразовать их в свои собственные жизненные ситуации, исключается возможность пересудов по поводу “героев” примера – понятно, что говорится не о каких-то конкретных посторонних людях, а о каждом из нас. Одну и ту же притчу можно использовать в различных целях, делая из неё соответствующие выводы.
При выборе темы лекции может учитываться предполагаемый состав аудитории – по возрасту, социальному положению, образу жизни (например: выезд на предприятие, в село, в школу или вуз). Можно использовать один из следующих вариантов при выборе темы лекции:
 По готовности члена клуба прочитать лекцию на конкретную тему;
 Уточняет руководитель или ответственный за лекторскую работу;
 По перечню в материале клуба;
 По вопросам или просьбам посетителей;
 По названию способа нахождения взаимопонимания с людьми (ключа).
После того как выбрана тема лекции и решено, о чём говорить, можно переходить к составлению плана. Нет необходимости писать полный текст лекции. Это может занять много времени и ставит лектора в определённые рамки: у него может возникнуть страх отступить от написанного, несмотря на вопросы и просьбы слушателей. Однако план лекции в любом случае лучше изложить на бумаге, чтобы видна была логическая последовательность изложения – иначе есть опасность “уйти в сторону”, не достигнуть цели лекции, или запутаться. Существуют различные способы составления плана лекции. Например:
Первый: при составлении лекции с использованием готового материала в нём выделяются основные понятия и значимые моменты, которые становятся пунктами плана, а затем дополняются своими примерами.
Второй: собранная информация (из лекций,   литературы и др.  носителей) систематизируется и логически определяется последовательность изложения пунктов плана.
Третий:  после логического анализа выбранной темы составляются все пункты плана.
Далее уточняется вопросы, определения, примеры, понятия, которые разумно раскрыть в каждом из пунктов плана. Вначале раскрываются более простые и близкие слушателям понятия, чтобы потом на их основе объяснять более сложные.  Во избежание повторов, штампов и для качественного изложения лекции желательно использование синонимов, например: личность – характер – внутреннее “я”; интеллект – мышление; работа над собой – изменение мировоззрения – анализ своих поступков и т.д., а также синонимических определений, например:
Воля – осознанное желание поступать разумно;
Воля – желание, решение, исполнение;
Воля – основа личности и т.д.
Чего следует избегать в лекции:
 категоричности;
 эмоционального воздействия: агитации, пропаганды, “лозунгов”, красноречия;
 запугивания, соблазна, унижения слушателей;
 многословия, излишних усложнений и запутанных объяснений;
 назидательности, “чтения моралей”, оторванных от жизни (ханжества), возвышения себя над аудиторией.
Важно помнить: насильно никого не изменишь. Попытки измениться  на эмоциях – это ненадолго и без пользы. Решение измениться к лучшему должно быть результатом свободного, осознанного выбора человека.
Дополнительно о подготовке и практике чтения лекций можно прочесть в материалах тем обмена опытом по подготовке лекторов.

2

29.10.09

  Руководствуясь совестью и разумом

http://s60.radikal.ru/i168/0906/21/120605ed8ce7.jpg

Нередко человек в своих действиях руководствуется мотивами или  убеждениями, которым  он доверяет или с которыми соглашается и эти мотивы он готов отстаивать, как единственно правильные.
Попробуем заглянуть в эту глубину человеческого бытия.
В математике существует понятие “аксиома” – это утверждение, которое не доказывает-ся, однако на него опираются доказательства других утверждений. Если отказаться от ак-сиом, то рассыпаются основанные на них теории.

По этому принципу каждый человек лично формирует под собой фундамент из собст-венных убеждений – это то, что считается, как бы «по умолчанию» или «само собой ра-зумеющимся» или верным только потому, что иначе невозможно было бы жить. Что это за убеждения?

Иногда они почти противоположны, иногда похожи. Но люди объединяются  даже, имея разные личные основы, потому что есть то общее, что способствует, как говорят ужи-ваться. Возможно, некоторые тоскуют по тому хорошему, светлому, к чему стоит стре-миться. Одни называют это счастьем, другие справедливостью, третьи гармонией, а кто-то совершенством. Некоторые верят в необходимость приносить пользу, кто-то говорит о настоящей любви, о всеобщем порядке или о том, что надо жить по совести.
           
Есть такое выражение: “ Правда, у каждого – своя ”. И действительно, нередко человек делает выбор, руководствуясь, прежде всего, своими личными интересами, не задумыва-ясь, как это сочетается с мнением и деятельностью других, смотрит на окружающую ре-альность со своей точки зрения.

Как же люди, каждый из которых ищет свою выгоду или удобства не только уживаются, но и договариваются, делают общие дела, помогают друг другу? Что их объединяет? 

Думаю, что иногда это стремление к объективности, а источник этой объективности – то положительное, что приобрёл человек. Немного совести, воли и разума.
Не все в одинаковом количестве имеют эти составляющие. Кто-то теряет это в погоне за выгодой, кто-то в обидах, а кто в лени. Дорожек, на которых происходит потеря ранее приобретённого положительного опыта в этой жизни много. Говорят, что если не приоб-ретаешь, то теряешь. Это действительно так. Проверенно многолетним опытом.
     
Процесс мышления, для некоторых, до сих пор остаётся загадкой и предметом исследо-ваний. Весь мир пронизан информацией, которую человек не только создаёт, но и откры-вает для себя.  Объёмы информации, принимаемые и усваиваемые человеком огромны. Однако не вся информация полезна.

Вот и встаёт вопрос, что же приносит пользу, а что вред? Как вы думаете?


Вы здесь » Развитие личности. » "Мироздание" - открытый форум » Основные нравственно-этические понятия