18.02.02
О развитии
Что мы вкладываем в часто произносимое многими слово - развитие человека или группы людей?  Как указано в  словаре Ожегова,  развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.  Некоторые люди рассматривают это, как процесс устранения своих недостатков и “приобретения” - как будто в личное владение - положительных качеств (так называемая работа над собой) или, как процесс решения личных проблем и получения всё больших результатов, облегчения жизни. Куда ведёт этот путь? Человек сужает поле зрения, постепенно делая основным объектом собственного внимания только себя, т.е идёт путем, ведущим в тупик.
При этом можно пребывать в иллюзии,  что для развития достаточно только получения и передачи знаний, слушания и чтения лекций, а когда приходит время  для практики, например, оказать помощь в физической работе  - начинаются ссылки на то, что “материальное неважно, духовное важнее…”, или на нехватку времени, сил и т.д. По-видимому, забывается, что теория без практики мертва, что не завершив цепочку “мысль – слово – действие”, невозможно продвинуться на пути постижения истины. Такая незавершённость приводит к недостаткам, таким как:
- фарисейство и  ханжество при обсуждении ошибок, заблуждений, неадекватностей - забывается, что все это нужно искать в себе;
- назидательность “носителей истинного знания” – забывается, что находимся только на пути к нему;
- как следствие, неумение слушать и нетерпимость к  инакомыслию;
-  наконец,    фактический раскол со многими, в том числе и с членами собственных семей,
т.е. всему тому, что противоречит провозглашаемым словам. Стоит укорениться такой практике в ком-либо (человеке, группе, организации) и он  станет замкнутой, самодостаточной системой, перестанет выполнять своё предназначение.
Этого не произойдёт, если помнить не только о себе и своём развитии, а ещё и о возможности помочь другим. Поиск и отказ от ошибок (равно как и развитие иных способностей, например, умения хорошо говорить) не должен стать самоцелью. Истинное предназначение и смысл жизни любого человека лежит вне его самого, это – помощь, единение, любовь. 
Когда под развитием понимается умение в нужное время и в нужном месте делать то, что необходимо ближним,  а  под решением проблем - не достижение комфорта, а процесс устранения препятствий (собственных недостатков), мешающих активной деятельности,  только тогда осуществляется предназначение человека. В процессе осуществления такого предназначения реальным становится решение проблем, как результат действительного изменения мировоззрения и  образа жизни.
Помощь ближним - это не попустительство и не удовлетворение их прихотей и чувственных запросов, не создание для них тепличных условий существования в этом мире, и не поучение, как надо жить правильно. Это  совместный поиск, и не только  знаний, но и путей их практической реализации. А значит, развитие  определяется еще и как путь к единомыслию, взаимопониманию и взаимодействию со всеми людьми. Например, лекции, беседы с различными людьми перестанут быть “камнем преткновения” для многих и  станут по-настоящему интересны всем тогда, когда из многократной передачи “готовой к употреблению” информации они  превратятся в совместное размышление. В процессе такого общения открывается что-то новое, актуальное для участников. Физическая работа  не будет казаться обузой, если видеть, что её основная цель – научиться сотрудничать с разными людьми, достигать цели не только поодиночке, но и вместе,  что помогает решать проблемы во многих областях жизни. Коллективная общественно-полезная деятельность, считавшаяся долгое время вспомогательной, постепенно становится одним из способов обмена опытом, не менее эффективным, чем лекции и семинары, и путём изменения к лучшему для многих, в том числе и для тех, кто не приемлет других форм работы.  В конечном итоге,  должно исчезнуть разделение на “работу по изменению себя” и “остальную жизнь”, “людей, работающих над собой” и “остальных людей”, по сути, несовместимое с предназначением человека.