Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве.
Самоуважение человека складывается как из гордости, так и из достоинства, но гордость и достоинство в человеке взаимовытесняют друг друга. То есть, чем выше человек ставит (ценит) предметы гордости, тем менее у него остается уверенности в праве на беспричинное самоуважение (на достоинство), гордец переносит свое достоинство на предметы гордости и в случае их недостаточности чувствует себя неполноценно - таким образом, человек утрачивает достоинство через гордость...
...а признание человеческого равенства, обесценивает предметы гордости, таким образом, достоинство упраздняет иерархию гордости в сознании человека.
Признание всеобщего равного права на уважение лично за каждым человеком - это утверждение и своего достоинства также...
...а гордое пренебрежение к другим оборачивается болезненно - мнительным самолюбием, ибо человек непроизвольно переносит свое отношение к людям на их отношение к себе.
Пренебрегающий обладателями меньших достоинств, признает тем самым и свою ничтожность перед обладателями больших достоинств...
...а признающий достоинство меньшего утверждает тем самым и свое достоинство перед большим.
Наслаждение своими достоинствами оборачивается в человеке так же и сознанием собственной ничтожности в иерархии гордости, то есть гордость оборачивается ущербностью...
...а безразличие к высоте своих достоинств в равной мере безразлично и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства.

Скромность (в православии - смирение) это стиль поведения обусловленный безразличием к лестности мнения о высоте своих достоинств.
Приведенное выше определение скромности (смирения) в равной степени может быть отнесено и к чувству собственного достоинства, и это неудивительно, ибо достоинство - это обратная сторона скромности.
Скромность и достоинство освобождают человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяют быть непринужденным, естественным, искренним.
Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию.
Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.
Скромность и достоинство неуязвимы для чужого превосходства, от него страдают только гордость и зависть.
Скромность и достоинство участливы к чужой малости, гордость же, в лучшем случае лишь высокомерно - снисходительна.
Пренебрежение гордости к обладателям меньших достоинств скрывается за притворной вежливостью, а при удобном случае и не скрывается.
Скромность и достоинство сохраняют непринужденность отношений, ибо не обнаруживают неравенства, а также не стремятся и не боятся его обнаружить, тогда как гордость и зависть создают вокруг неравенства лицемерно - напряженное умолчание.
Скромность и достоинство порождают взаимоуважение даже между господином и слугой, тогда как гордость сеет неприязнь даже среди друзей.