Нравственное развитие личности в условиях нового информационного сообщества

    Бурное развитие информационных и сетевых технологий стало отличительной чертой настоящего времени. Еще в середине прошлого века в нашей стране не у всех дома был черно-белый телевизор, школьники изучали вычисления по логарифмической линейке, а сегодня жизнь не представляется без компьютера, Интернета, возможности связи по мобильному телефону с любой точкой земли. При этом рост информационных технологий продолжается. Открываются новые возможности, которые завтра будут доступны не только узкому кругу специалистов, но практически всем. Научные открытия в разнообразных сферах знания: биологии и генетике, психологии и медицине, и т.д. открывают перед человеком новые горизонты. Эти знания, возможности и технологии готовятся передать в руки сегодняшним школьникам и дошкольникам огромную власть. Сегодня это уже очевидно. Остается неизвестным только один вопрос: как эта власть будет ими использована?

Это решение в большей части зависит от тех ценностей и нравственных норм, которыми будущее поколение будет руководствоваться. Если выбор будет осуществлен только из соображений собственной, сиюминутной выгоды и удовольствий, открыто пропагандируемых сегодня, то общество обречено на самоуничтожение. Таким образом, воспитание нравственности, подрастающего поколения, основанной на ценности жизни, свободы и ответственности за свои действия, является актуальнейшей задачей, от решения которой зависит, каким будет наше будущее, и сколь долго будет существовать наша цивилизация.

Во времена нравственного плюрализма, когда происходит переосмысление, и переоценка, а подчас под вопрос ставится существование нравственных норм как таковых, необходимо прояснять, что мы понимаем под "духовностью" и "нравственностью".

Духовность берет начало с поиска ответов на вопросы:
- Какова природа человека? Кто Я такой?
- Какова природа реальности? Каков мир вокруг меня?
- Каковы взаимоотношения между человеком и реальностью? Зачем я живу в этом мире?

Эти фундаментальные вопросы заставляют задуматься о первоосновах, на которых строится все миропонимание человека, из которых формируются нравственные принципы и жизненные цели, и из которых проистекают конкретные поступки человека. Наиболее удачным мне представляется определение духовности как способность различать и выбирать истинные ценности и следовать им.

В реальном мире можно различить три вида свободы:
физическую, психическую и нравственную.
- Физическая свобода - является низшей формой свободы, которая означает отсутствие внешних препятствий к каким-либо внешним действиям.
- Психологическая свобода - понимается как независимость человеческой воли ни от чьей чужой воли.
- Высшим видом свободы выступает нравственная свобода или свобода воли, совести.

Человек, который по-настоящему свободен внутренне, уже не может позволить себе ограничивать свободу другого человека. Он уже ответственен за то, что происходит с ним и другими, кто с ним связан, и эту ответственность не воспринимает как ограничение свободы.
Забота и заинтересованность ведут к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле - это от начала до конца добровольный акт. Поэтому свобода всегда неотъемлемо связана с ответственностью.

Развитие нравственности и духовности - это комплексный социально- индивидуальный процесс. Во многом он зависит от внешнего влияния, которое переживает ребенок со стороны семьи, школы и общества в целом. Родители и учителя – могут быть наиболее влиятельными людьми в формировании характера и мировоззрения ребенка.

И.А.Ильин отмечал, что в практической жизни "человек уверенно чувствует себя телом, не всегда уверен, что есть душа, и слишком часто не подозревает о том, что он есть дух и что дух и есть главное". К сожалению, многие родители и учителя сегодня сами находятся в растерянности или даже неведении относительно духовного и нравственного выбора.
В случае если функция нравственного руководства родителями и учителями не выполняется, или выполняется поверхностно, то есть другие услуги, которые любезно предоставляют телевидение, яркие журналы и набирающий все более высокие рейтинги в глазах молодого поколения Интернет.

Анализ распорядка времени в современной семье показывает, что время общения родителей с детьми многократно меньше времени, проведенного ребенком в школе, перед телевизором или компьютером. Восприятие ребенка до подросткового возраста, а в большей части и далее, не настроено на критическую оценку увиденного, но формирует "норму", к достижению которой он начинает стремиться. Ценности и общественные установки, воспринятые из средств массовой информации, оказываются ведущими в его собственной жизни.

Тема формирования общественного мнения через телевидение и Интернет не нова, она бурно обсуждается в общественной среде. В противовес многочисленным обсуждениям и критике чрезвычайно мало сделано для разрешения этой проблемы практически.

Ассортимент явно недетских фильмов, передач, пошлость и поверхностность явно превышает долю "очищенных для детей" программ. Общее негативное влияние средств массовой информации на ценностное развитие детей не может не вызывать тревогу.

Среди обилия контактов и знакомств в жизни современного человека нравственное общение происходит крайне редко. Люди неохотно раскрываются для обсуждения вопросов и проблем нравственного характера. Это - сокровенная внутренняя жизнь человека. Вместе с тем потребность в таком общении очень велика. Человеку необходим круг людей, готовых выслушать его и разделить его радости и печали. Ему необходимо общество, где можно воспитывать духовность и нравственность.

Тело
Мама и Я
Рукоделие
Сделай сам
Дома и домики
"Квартирный ответ"
Огород круглый год
Гардины, шторы, жалюзи
Лучшие рецепты - "на кухне"
Развивающие игры для детей
Обучающие мультфильмы для детей

Сильная воля
Ошибка или нет?
Как устранить негатив
Развитие или деградация?
Жизнь после смерти есть?!
Энциклопедия афоризмов
Как изменить свою судьбу?
Что в жизни самое главное?
Как сделать мысли чистыми?
Пивной алкоголизм беда молодых?
Как остановить разрушение личности?

Список пороков, черт характера по алфавиту

Положительные способности, черты характера